Говорим правильно 2023

1

Содержание
№
1
1.1.

1.2.
1.3.

2
2.1.

2.2.
3

Наименование раздела, подраздела
Основные
характеристики
общеразвивающей программы
Пояснительная записка:
направленность программы
актуальность программы
отличительные особенности
адресат
объём программы
сроки освоения программы
уровневость программы
формы обучения детей
виды занятий
формы подведения результатов
Цель и задачи общеразвивающей программы
Содержание общеразвивающей программы:
Учебный (тематический) план
Содержание учебного (тематического) плана
Планируемые результаты освоения программ
Организационно-педагогические условия
Условия реализации программы
материально-техническое обеспечение
кадровое обеспечение
методические материалы
Формы контроля и оценочные материалы
Список литературы
Нормативные документы
Список литературы для обучающихся
Список литературы для педагогов
Ссылки
на
интернет-источники
для
родителей

Страница

3
3
3
3
4
4
4
5
5
5
5
5
6
7
8
12
12
12
12
13
13
15
16
16
16
17
17

2

1. Основные характеристики общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «ГОВОРИМ ПРАВИЛЬНО» (далее –
Программа) - социально-гуманитарная.
Актуальность Программы определяется потребностями родителей
(законных представителей) дошкольников, которые имеют нарушения в
речи. По итогам проведенного опроса 84% респондентов выразили желание
получить образовательную услугу по освоению данной Программы.
Основной задачей логопедической работы является подготовка ребенка
к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Один из показателей
готовности к чтению и письму – это чистая, четкая, правильная во всех
отношениях речь.
У большинства детей к 4-5 годам произношение достигает языковой
нормы. Однако, в силу индивидуальных, социальных и патологических
особенностей развития, у некоторых детей возрастные несовершенства
произношения звуков не исчезают, а принимают стойкий характер.
Основные причины – незаконченность процесса формирования
фонематического восприятия или вторичные нарушения развития
фонематических процессов и звукобуквенного анализа и синтеза, к которым
приводит неправильное произнесение звуков родного языка. Известно, что
звукобуквенный
анализ
базируется
начётких
устойчивых
и
достаточно дифференцированных представлений о звуковом составе слова.
Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с
формированием
слухоречедвигательного
взаимодействия,
который
выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации
на слух.
Таким образом, целесообразно проводить с детьми старшего
дошкольного возраста специально организованные занятия по коррекции
речи.
Отличительные особенности.
Содержание данной программы направлено на формирование
полноценной фонетической системы языка (воспитание артикуляционных
навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и
восприятия).
Система подачи программных задач, методов, направлены на
формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их
постановку,
автоматизацию
и
развитие
фонематического
слуха
и восприятия. Последовательность устранения выявленных дефектов
звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми
особенностями каждого ребенка. Постановка звуков осуществляется при
максимальном использовании всех анализаторов.
1.1.

3

Адресат
Программа составлена с учетом возрастных психолого-педагогических
особенностей, особенностей речевого дефекта детей старшего дошкольного
возраста от 5 до 7 лет.
В старшем дошкольном возрасте отмечается развитие всех физиологических
систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорнодвигательной. Данный возраст называют сензитивным для развития таких познавательных
процессов как внимание, восприятие, мышление, память и воображение. Для развития
всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим,
интеллектуальным, когда ребёнку приходится думать и рассуждать. Поэтому, в данном
возрасте рекомендуется играть в словесные игры, так как ребёнок уже использует в своей
речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные, может определить количество
слогов в словах, место звука в слове. Мышление в данном возрасте становится словеснологическим (познание через понятия, слова, рассуждения), то есть дошкольник способен
понимать связи предметов и явлений, которые невозможно представить в наглядной
форме и может устанавливать причинно-следственные отношения между событиями и
действиями. Так же происходит активное развитие диалогической речи, зарождается и
формируется новая форма речи – монолог.
Ведущей деятельностью старших дошкольников остаётся сюжетно-ролевая игра. В
ней ребёнок берёт на себя роль взрослого, выполняя его социальные и общественные
функции. Наряду с сюжетно-ролевой игрой к концу дошкольного возраста у детей
появляются игры с правилами. Умение подчиниться правилу формируется в процессе
ролевой игры, где любая роль содержит в себе скрытые правила.
В этом возрасте формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые
социальные потребности: потребность в уважении и признании взрослого и потребность в
признании сверстников.
У старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам
деятельности; возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного
поведения; ребёнок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных
норм и правил поведения в обществе.
Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является
осознание своего социального «я», формирование внутренней социальной позиции.
Старший дошкольник начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется
устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в
деятельности.
В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии – способности
анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с
мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного
возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах
деятельности приближается к адекватной.
У старших дошкольников формируется опыт межличностных отношений,
основанный на умении ребёнка принимать и играть роли, предвидеть и планировать
действия другого, понимать его чувства и намерения. Большую значимость для детей 5-7
лет приобретает общение между собой. У детей к концу старшего дошкольного возраста
складывается новая форма общения, которая названа внеситуативно-деловой. Примерно
половина речевых обращений к сверстнику приобретает внеситуативный характер.
Шире по содержанию становится общение ребёнка со взрослым, к концу старшего
дошкольного возраста складывается новая для дошкольного возраста внеситуативноличностная форма общения.
В старшем дошкольном возрасте ребёнок переходит от ситуативного поведения к
деятельности, подчиненной социальным нормам и требованиям, и очень эмоционально
относится к последним. В этот период вместо познавательного типа общения на первый
план выступает личностный, в центре которого лежит интерес к человеческим
взаимоотношениям.
4

На шестом году жизни у ребёнка появляется способность ставить цели, касающиеся
его самого, его собственного поведения. Это изменение называется произвольностью
психических процессов и имеет решающее значение и для успешности последующего
школьного обучения, и для всего дальнейшего психического развития.

Дети с нарушением речи характеризуются тем, что у них имеются
значительные отклонения от речевой нормы, но при этом сохранены зрение,
слух, не нарушен интеллект. Под общим недоразвитием речи понимают
наличие у детей речевых расстройств, при которых нарушается звуковая и
смысловая сторона речи.
В группу принимаются дети с нарушениями речи: фонематическим
недоразвитие речи, фонетико-фонематическим недоразвитие речи, общим
недоразвитием речи. Для успешного освоения программы по результатам
логопедического обследования формируются группы из 5 человек, при
условии совпадения коррекционных задач для данных детей.
Режим занятий
2 раза в неделю по 30 минут.
Объём общеразвивающей программы
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения, необходимых для освоения программы – 36 часов.
Сроки освоения общеразвивающей программы – один год, 9
учебных месяцев, 36 недель.
Уровневость общеразвивающей программы – «стартовый уровень».
Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных
форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания общеобразовательной программы.
Форма обучения – фронтальная.
Программа реализуется традиционно в очной форме.
Виды занятий – беседа, практическое занятие, открытое занятие.
Методы и приемы, используемые педагогом в работе, соответствуют
возрастным особенностям дошкольника.
Формы подведения результатов – беседа, наблюдения, открытое
занятие, выступления на праздничных мероприятиях детского сада.
Цель и задачи общеразвивающей программы
Реализация Программы направлена, прежде всего, на обеспечение
единого процесса обучения, соответствующего раскрытию возрастных
возможностей дошкольника. Усвоение детьми данной Программы
способствует полноценному овладению фонематическим строем языка.
Целью
Программы
является:
формирование
полноценной
фонетической системы языка, автоматизация звукопроизносительных умений
и навыков в различных ситуациях.
Задачи:
Образовательные:
 формировать правильное произношение фонем,
 учить различать оппозиционные фонемы;
Развивающие:
 развивать артикуляционную и мелкую моторику, речевое дыхание,
1.2.

5

 овладеть навыками построения связного высказывания;
Воспитательные:
 воспитывать
внимание,
усидчивость,
целенаправленность,
самоконтроль,
 воспитывать умение работать индивидуально и в группе,
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Содержание общеразвивающей программы
Процесс исправления неправильного звукопроизношения делится
на три этапа: постановка звука, автоматизация звука и дифференциация
смешиваемых звуков.
Постановка звука в большинстве случаев — более сложный
искусственный процесс, чем самостоятельное появление звука у ребенка,
поскольку с физиологической точки зрения постановка звука — это создание
нового условного рефлекса. Дошкольники часто подражают звукам
окружающего мира или артикуляции логопеда в ходе включения детей в
игровую ситуацию. В других случаях в качестве обходного пути
используются сохранные звуки, близкие по месту, способу артикуляции тем
звукам, правильному произношению которых необходимо научить ребенка.
В более сложных случаях требуется механическая помощь.
Автоматизация звука с точки зрения высшей нервной деятельности —
это введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи
речевого звука в более сложные последовательные структуры — слова и
фразы. Работу на этом этапе следует рассматривать как затормаживание
старых, неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Эта
работа трудна для нервной системы и требует очень большой осторожности
и постепенности, которые выражаются в переходе от изолированного звука к
раз личным типам слогов и звукосочетаний, затем к словам с данным звуком,
предложениям, а в дальнейшем к различным видам развернутой речи.
Если дефекты звукопроизношения проявлялись в виде замен или
смешения звуков, необходимо переходить к этапу дифференциации вновь
выработанного звука со звуком, который употребляется в качестве его
заменителя. Работа над дифференциацией может быть начата только тогда,
когда оба звука могут быть правильно произнесены в любом звукосочетании.
Последовательность и постепенное усложнение речевых упражнений при
дифференциации те же, что и при автоматизации звуков: дифференциация в
слогах, затем в словах, фразах и различных видах развернутой речи. В тех
случаях, когда у ребенка наблюдается искаженное произношение звука, а не
его замена другим звуком, дифференциация не нужна.
У детей с общим недоразвитием речи нарушение произношения в
«чистом виде» не встречается. Понятие «общее недоразвитие речи»
применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и
первично сохранным интеллектом, когда нарушается формирование всех
компонентов речевой системы.
1.3.

6

Исправление звуков проводится поэтапно, в четыре этапа:
подготовительный, постановка звука, автоматизация звука и, в случаях
замены одного звука другим или смешения их, этап дифференциации.
Учебный (тематический) план
I часть «Свистящие звуки»
№
п/п

Название этапов

Количество занятий
/ часов
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/контроля

1

Подготовительный этап

2/
1 час

1/
30 мин.

1/
30 мин.

Обследование

2

Постановка звука
(С, З, Ц, С’, З’)

6/
3 часа

1/
30 мин.

5/
2 ч. 30
мин.

Наблюдение

3

Автоматизация звука

10 /
5 часов

1/
30 мин.

9/
4 ч. 30
мин.

Беседа, наблюдение,
диагностика

4

Дифференциация звуков

4/
2 часа

1/
30 мин.

3/
1 ч. 30
мин.

Беседа, наблюдение,
диагностика

5

Развитие связной
выразительной речи

2/
1 час

1/
30 мин.

1/
30 мин.

Итоговое занятие

24 зан. /
12 часов

5 зан. /
2 ч. 30 м.

19 зан. /
9 ч. 30 м.

Всего в I части

II часть «Шипящие звуки»
№
п/п

Название этапов

Количество занятий
/ часов
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/контроля

1

Подготовительный этап

2/
1 час

1/
30 мин.

1/
30 мин.

Обследование

2

Постановка звука
(Ш, Ж, Ч, Щ)

6/
3 часа

1/
30 мин.

5/
2 ч. 30
мин.

Наблюдение

3

Автоматизация звука

10 /
5 часов

1/
30 мин.

9/
4 ч. 30
мин.

Беседа, наблюдение,
диагностика

4

Дифференциация звуков

4/
2 часа

1/
30 мин.

3/
1 ч. 30
мин.

Беседа, наблюдение,
диагностика
7

5

Развитие связной
выразительной речи
Всего во II части

2/
1 час

1/
30 мин.

1/
30 мин.

24 зан. /
12 часов

5 зан. /
2 ч. 30 м.

19 зан. /
9 ч. 30 м.

Итоговое занятие

III часть «Сонорные звуки»
№
п/п

Название этапов

Количество занятий
/ часов
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/контроля

1

Подготовительный этап

2/
1 час

1/
30 мин.

1/
30 мин.

Обследование

2

Постановка звука
(Р, Р’, Л’, Л)

6/
3 часа

1/
30 мин.

5/
2 ч. 30 мин.

Наблюдение

3

Автоматизация звука

10 /
5 часов

1/
30 мин.

9/
Беседа, наблюдение,
4 ч. 30 мин.
диагностика

4

Дифференциация звуков

4/
2 часа

1/
30 мин.

3/
Беседа, наблюдение,
1 ч. 30 мин.
диагностика

5

Развитие связной
выразительной речи

2/
1 час

1/
30 мин.

1/
30 мин.

24 зан. /
12 часов

5 зан. /
2 ч. 30 м.

19 зан. /
9 ч. 30 м.

Всего в III части

Итого:

Итоговое занятие

72 зан. / 15 зан. / 57 зан. /
36 часов 7 ч. 30 м. 28 ч. 30 м.

Содержание учебного (тематического) плана
I часть «Свистящие звуки»
1. Подготовительный этап
Теория: «Почему говорить нужно правильно?». Строение органов артикуляции. Важность
правильного произношения звуков речи.
Практика: «Кто в домике живет?». Ознакомление на доступном уровне с речевым
аппаратом. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Дидактические игры.
Упражнения,
направленные
на
формирование
точных
движений
органов
артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, развитие слухового
внимания и слухового контроля, развитие звукового восприятия.
2. Постановка звука
Теория: «В гости к свистящей семейке». Формирование представления о звуках.
Объяснение артикуляционной базы звука, положение органов артикуляционного аппарата
при правильном произнесении звука. Характеристика звука по артикуляционноакустическим признакам.
Практика:
Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Дидактические игры.
Упражнения, направленные на отработку правильного произношения изолированного
8

звука, развитие слухового внимания и слухового контроля, развитие звукового
восприятия.
- «В гостях у свистящей семейки». Постановка звука [С], автоматизация в слогах
- «Космическое путешествие». Постановка звука [З], автоматизация в слогах.
- «Заколдованные дорожки». Постановка звука [Ц], автоматизация в слогах.
- «На экскурсию в зоопарк». Постановка звуков [С], [З].
- «Разложи по порядку». Постановка звуков [С], [Ц], [З].
3. Автоматизация звука
Теория: Характеристика звука по артикуляционно-акустическим признакам. Знакомство с
новым лексическим материалом и упражнениями.
Практика: Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Дидактические игры.
Упражнения, направленные на закрепление звука в речи в слогах, в словах, в
предложениях, во фразовой речи, формирование полноценных фонетических
представлений, развитие мелкой моторики, активизация и расширение словарного запаса.
- «Путешествие паровозика». Автоматизация звука [С] в слогах.
- «Путешествие паровозика». Автоматизация звука [С] в словах.
- «Путешествие паровозика». Автоматизация звука [С'] в слогах.
- «Путешествие паровозика». Автоматизация звука [С'] в словах.
- «Язычок на полянке скороговорок». Автоматизация произношения звуков [С-С'] в
словах и предложениях.
- «Слоговые песенки». Автоматизация звука [З] в словах.
- «Слоговые песенки». Автоматизация звука [З'] в словах.
- «Язычок на полянке скороговорок». Автоматизация произношения звуков [З-З'] в словах
и предложениях.
- «Узнай звук». Автоматизация звука [Ц] в слогах и словах.
4. Дифференциация звуков.
Теория: Характеристика дифференцируемых звуков по артикуляционно-акустическим
признакам. Их сходство и отличие. Знакомство с новым лексическим материалом и
упражнениями.
Практика: Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Дидактические игры.
Упражнения, направленные на умение различать и четко произносить звуки, схожие по
звучанию, в собственной речи, коррекцию дефектов произношения, активизацию и
расширение словарного запаса, развитие мелкой моторики, развитие слухового внимания
и слухового контроля.
- «Волшебные словечки». Дифференциация звуков [С-С']. Закрепление произношения
звука [С] в словах.
- «Слоговые песенки». Дифференциация звуков [З-С].
- «Знакомство с лесными жителями». Дифференциация звуков [З-З']. Закрепление
произношения звуков [З-З'] в словах.
5. Развитие связной выразительной речи.
Теория: Знакомство с новым лексическим материалом и упражнениями.
Практика: «Музыкальная шкатулка». Итоговое занятие. Артикуляционная гимнастика.
Дыхательная гимнастика. Дидактические игры. Упражнения, направленные на
нормализацию просодической стороны речи, обучение рассказыванию на базе правильно
произносимых звуков, в лексических и грамматических упражнениях, по серии сюжетных
картинок.
II часть «Шипящие звуки»
1. Подготовительный этап
Теория: «В этом домике живут…». Знакомство с артикуляционным аппаратом. Важность
правильного произношения звуков речи.
Практика: «Кто в домике живет?». Ознакомление на доступном уровне с речевым
аппаратом. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Дидактические игры.
Упражнения,
направленные
на
формирование
точных
движений
органов
9

артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, развитие слухового
внимания и слухового контроля, развитие звукового восприятия.
2. Постановка звука
Теория: «Веселый язычок». Подготовительная работа к постановке звуков. Формирование
представления о звуках. Объяснение артикуляционной базы звука, положение органов
артикуляционного аппарата при правильном произнесении звука. Характеристика звука
по артикуляционно-акустическим признакам.
Практика:
Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Дидактические игры.
Упражнения, направленные на отработку правильного произношения изолированного
звука, развитие слухового внимания и слухового контроля, развитие звукового
восприятия.
- «Язычок в гостях у Шипящей семейки». Постановка звука [Ш].
- «Ушки на макушке». Постановка звука [Ж].
- «Забавы старичка Лесовичка». Постановка звука [Ч].
- «Прогулка Язычка». Постановка звука [Щ].
- «Словесная цепочка». Постановка звуков [Ш, Щ, Ч, Ж].
3. Автоматизация звука
Теория: Характеристика звука по артикуляционно-акустическим признакам. Знакомство с
новым лексическим материалом и упражнениями.
Практика: Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Дидактические игры.
Упражнения, направленные на закрепление звука в речи в слогах, в словах, в
предложениях, во фразовой речи, формирование полноценных фонетических
представлений, развитие мелкой моторики, активизация и расширение словарного запаса.
- «Мышиная семья». Автоматизация звука [Ш] в слогах.
- «Мышиная семья». Автоматизация звука [Ш] в словах.
- «Зоопарк». Автоматизация звука [Ж] в слогах.
- «Зоопарк». Автоматизация звука [Ж] в словах.
- «Слоговые песенки». Автоматизация звука [Ч] в слогах.
- «Слоговые песенки». Автоматизация звука [Ч] в словах.
- «Кого я вижу, что я вижу». Автоматизация звука [Щ] в слогах.
- «Кого я вижу, что я вижу». Автоматизация звука [Щ] в словах.
- «Словесная цепочка». Автомотизация звуков [Ш, Щ, Ч, Ж] в словах.
4. Дифференциация звуков.
Теория: Характеристика дифференцируемых звуков по артикуляционно-акустическим
признакам. Их сходство и отличие. Знакомство с новым лексическим материалом и
упражнениями.
Практика: Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Дидактические игры.
Упражнения, направленные на умение различать и четко произносить звуки, схожие по
звучанию, в собственной речи, коррекцию дефектов произношения, активизацию и
расширение словарного запаса, развитие мелкой моторики, развитие слухового внимания
и слухового контроля.
- «Кого я вижу, что я вижу». Дифференциация звуков [Ч-Щ] в слогах и словах.
- «Цветик-семицветик». Дифференциация звуков [Ж-Ш] в слогах и словах.
- «Словесная цепочка». Дифференциация звуков [Ж-Ш, Ч-Щ] в слогах и словах.
5. Развитие связной выразительной речи.
Теория: Знакомство с новым лексическим материалом и упражнениями.
Практика: «Полянка знатоков». Итоговое занятие. Артикуляционная гимнастика.
Дыхательная гимнастика. Дидактические игры. Упражнения, направленные на
нормализацию просодической стороны речи, обучение рассказыванию на базе правильно
произносимых звуков, в лексических и грамматических упражнениях, по серии сюжетных
картинок.
III часть «Сонорные звуки»
1. Подготовительный этап
10

Теория: «Язык наш - друг наш». Подготовительная работа к постановке звуков.
Знакомство с артикуляционным аппаратом. Важность правильного произношения звуков
речи.
Практика: «Кто в домике живет?». Ознакомление на доступном уровне с речевым
аппаратом. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Дидактические игры.
Упражнения,
направленные
на
формирование
точных
движений
органов
артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, развитие слухового
внимания и слухового контроля, развитие звукового восприятия.
2. Постановка звука
Теория: «Веселый язычок». Подготовительная работа к постановке звуков. Формирование
представления о звуках. Объяснение артикуляционной базы звука, положение органов
артикуляционного аппарата при правильном произнесении звука. Характеристика звука
по артикуляционно-акустическим признакам.
Практика:
Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Дидактические игры.
Упражнения, направленные на отработку правильного произношения изолированного
звука, развитие слухового внимания и слухового контроля, развитие звукового
восприятия.
- «В гостях у братьев Р - Р'». Постановка звука [Р].
- «В гостях у братьев Л - Л'». Постановка звука [Л].
- «В гостях у братьев Р - Р'». Постановка звука [Р'].
- «В гостях у братьев Л - Л'». Постановка звука [Л'].
- «Что за окном?». Постановка звука [Л, Л', Р, Р'].
3. Автоматизация звука
Теория: Характеристика звука по артикуляционно-акустическим признакам. Знакомство с
новым лексическим материалом и упражнениями.
Практика: Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Дидактические игры.
Упражнения, направленные на закрепление звука в речи в слогах, в словах, в
предложениях, во фразовой речи, формирование полноценных фонетических
представлений, развитие мелкой моторики, активизация и расширение словарного запаса.
- «Веселый рыбак». Автоматизация звука [Р] в слогах и словах.
- «Фотограф». Автоматизация звука [Р'] в словах и слогах.
- «Озорные буквы». Автоматизация звука [Л] в слогах и словах.
- «Волшебный сундучок». Автоматизация звука [Л'] в слогах и словах.
- «Волшебные словечки». Автоматизация звуков [Л-Л'] в словах.
- «Магазин игрушек». Автоматизация звука [Р-Р'] в словах.
- «Чудо-дерево». Автоматизация звука [Л, Р] в слогах.
- «Словесная цепочка». Автоматизация звука [Л', Р'] в слогах.
- «Путешествие по сказкам». Автоматизация звука [Л, Л', Р, Р'] в словах.
4. Дифференциация звуков.
Теория: Характеристика дифференцируемых звуков по артикуляционно-акустическим
признакам. Их сходство и отличие. Знакомство с новым лексическим материалом и
упражнениями.
Практика: Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Дидактические игры.
Упражнения, направленные на умение различать и четко произносить звуки, схожие по
звучанию, в собственной речи, коррекцию дефектов произношения, активизацию и
расширение словарного запаса, развитие мелкой моторики, развитие слухового внимания
и слухового контроля.
- «Что в чемодане?». Дифференциация звуков [Р-Р'].
- «Озорные буквы». Дифференциация звуков [Л-Л'].
- «Слово - сказка». Дифференциация звуков [Р'-Л'], [Л-Р].
5. Развитие связной выразительной речи.
Теория: «Необыкновенное домино». Закрепление произношения звуков [Л] и звуков [Р].
Знакомство с новым лексическим материалом и упражнениями.
11

Практика: «Подружились со звуками». Итоговое занятие. Артикуляционная гимнастика.
Дыхательная гимнастика. Дидактические игры. Упражнения, направленные на
нормализацию просодической стороны речи, обучение рассказыванию на базе правильно
произносимых звуков, в лексических и грамматических упражнениях, по серии сюжетных
картинок.
Порядок изучения звуков, последовательность тем, количество занятий может
меняться по усмотрению логопеда в зависимости от текущих успехов обучающихся.

Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
- умеет соотносить свои действия с планируемыми результатами,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умеет оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- умеет работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать
и отстаивать своё мнение;
- умеет осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Личностные результаты:
- правильно произносит фонемы;
- развито мышление, внимание, память;
- умеет различать оппозиционные фонемы;
- развиты: внимание, усидчивость, умение довести начатое дело до конца,
самоконтроль.
Предметные результаты:
- правильная артикуляция всех звуков речи в различных позициях;
- чёткая дифференциация всех изученных звуков;
- воспроизведение слов сложного слогового состава;
- овладение навыками построения связного высказывания.
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в музыкальном зале. В зале перед каждым
занятием осуществляется проветривание, проводится влажная уборка.
Перечень необходимого оборудования и инвентаря
№
1
2
3
4
5
6
7
8

Наименование
Настенное зеркало для логопедических занятий
Зеркала для индивидуальной работы
Дополнительное освещение у зеркала
Шпатели, влажные салфетки
Персональный компьютер/ноутбук преподавателя,
технические средства
Шкаф для пособий
Письменный стол для работы учителя-логопеда
Столы для занятий с детьми

Количество
1
5
1
20 шт./5 упак.
1/1
1
1
3
12

9
10

11
12
13

Стулья детские
Канцелярские товары, необходимые для реализации
программы:
- Бумага для офисной техники А4 (500л.)
- Ватные палочки (100шт)
- Зондозаменитель одноразовый
- Клей карандаш
- Ластик
- Песок кинетический 0,7 кг.
- Пластилин мягкий «Плейдо» - 112 гр.
- Тетрадь (48 листов)
Игрушка для развития речевого дыхания
«Летающий шарик»
Игрушка «Волчок»
Массажные мячики «су-джок»

5
3 пачки
5 упаковок
15 шт.
5 шт.
5 шт.
5 упаковок
5 упаковок
5 шт.
5 шт.
5 шт.
5 шт.

Кадровое обеспечение
Требования к квалификации педагога. Высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование в области,
соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного
детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо
высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к
стажу работы (Единый квалификационный справочник должностей
руководителей, специалистов и других служащих, утвержден Приказом
Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н).
Методические материалы
Программа составлена на основе: «Воспитание и обучение детей с
фонетико-фонематическим недоразвитием», Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.,
«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе
детского сада для детей с ОНР 4-7 лет», Нищева Н.В., «Индивидуальная
подготовительная работа по коррекции звукопроизношения», Коноваленко
В.В., Коноваленко С.В.
Время коррекционной работы с дошкольником зависит от характера и
степени выраженности речевого нарушения, а также динамики его
коррекции. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере
устранения у них дефектов речи.
Основными методами работы являются:
1). Специфические (двигательно-кинестический, слухозрительно-кинестический)
методы. Двигательно-кинестический метод предполагает установление связи между
движением артикуляционных мышц и их ощущением. Например, если ребёнок не может
сам обнажить верхние зубы, педагог приподнимает указательным пальцем верхнюю губу
ребёнка. Таким образом, создаётся новое ощущение – приподнимание верхней губы.
Использование
слухозрительно-кинестического
метода
заключается
в
установление связей между восприятием звука на слух, зрительным образом
артикуляционного уклада и двигательным ощущением при его произношении. Для
формирования слухозрительного образа звука учитель-логопед демонстрирует ребёнку
артикуляционную схему, показывает положение артикуляционного уклада с помощью рук
13

с одновременным произношением звука. Например, при постановке звука [ш], ребёнка
просят сделать ладошку и язычок «чашечкой», произнести звук и одновременно удержать
ладонь руки в форме чашечки. Данные методы и приёмы коррекционного обучения
соответствуют не только интересам детей и их потребностям в игре, но и обеспечивают
интеллектуальное развитие ребёнка, тренировку его мысли и ума.
2). Наглядный метод – показ игрушек, предметных картинок, иллюстраций в
книгах, действий – способствует формированию элементарных понятий, расширению
знаний об окружающем мире и развитию способности к обобщению.
В работе соблюдается принцип многообразного предъявления одного и того же
предмета, и речевого материала в вариациях, которое будет способствовать
формированию обобщённых представлений о предметах. Один и тот же наглядный
материал может быть использован для автоматизации звука в словах, затем в
предложениях, чистоговорках, загадках, для составления описательных рассказов.
3). Словесный метод включает: словесный образец; одновременное произнесение
звука ребёнком и педагогом; повторение; объяснение; указание; словесные упражнения;
вопрос как стимул речевой активности ребёнка; оценка детской речи.
4). Игровой метод реализуется в использовании различных персонажей, сказочных
сюжетов, театрализации, инсценировки (произнесение фраз от имени персонажей или
зверей), слов-перевертышей, намеренных ошибок, в эмоциональной подаче материала.
Дети очень любят исправлять «ошибки», допущенные взрослым или каким-либо
персонажем, учить сказочных гостей, выступать в какой-либо роли.

Перечень дидактических материалов и дидактических пособий для
коррекционно-развивающей работы (№ 4.5.2):
№
1
2
3
4

5
6
7
8
9
10
11

Наименование, автор
«Артикуляционная гимнастика».

Издательство, год издания
ООО «ИздательствоГНОМ»,
2014г.
«Автоматизации звуков в игровых упражнениях», Изд. «Планета», 2021г.
Комарова Л.А.
«Дыхательная гимнастика», Танцюра С.Ю..
Изд. «ТЦ Сфера», 2019г.
«Домашняя тетрадь», игры, упражнения по ООО «ИздательствоГНОМ»,
автоматизации
и
дифференциации
звуков, 2014г.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
Игра «Тренажёр. Логопед и я», Лугинина Т.В.
ОАО «Радуга», 2015г.
«Логопедические ИГРЫ», Баскакина И.В., М., АЙРИС ПРЕСС, 2008г.
Лынская М.И.
«Логопедическое лото», Громова О.Е.
Изд. «ТЦ Сфера», ООО «ИД
Сфера образования», 2017г.
«Уроки логопеда. Пальчиковые игры», Крупенчук ООО «Изд. Дом «Литера», СО.И.
ПЕТЕРБУРГ, 2010г.
«Звуки речи, слова, предложения – что это?», Изд. «Владос», М.2021г.
Тригер Р.Д., Владимирова Е.В.
«Логопедическое лото», Ткаченко Т.А.
Изд. «Эксмодетство», 2019г.
«Альбом для логопеда», авт. Иншакова О.Б.
Изд. «Владос», М., 2020г.

Информационное обеспечение:
1. Презентации по постановке, автоматизации и дифференциации звуков.
2. Электронный образовательный ресурс: информационно-педагогический
портал «Мерсибо».
3. Аудио материалы по автоматизации звуков:
- «Весёлая логоритмика» Железновых,
- «Логопедические распевки» Т.С. Овчинниковой,
14

- «Музыкальный букварь» Железновых.
2.2. Формы контроля и оценочные материалы
Результаты
освоения
детьми
общеразвивающей
Программы
систематически отслеживаются в течение учебного года в ходе текущих
занятий, на итоговых занятиях.
Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал
посещаемости, наблюдение, беседа, итоговая диагностика.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
 итоговые, открытые занятия,
 фотоотчеты,
 отзывы родителей, законных представителей обучающихся.
Оценочные материалы
Произношение звуков
Цель: выявление особенностей произношения звуков изолированно, в
словах, предложениях
Материал: предметные картинки, в названии которых проверяемые
звуки находятся в разных позициях.
Процедура:
- Изолированный звук – «Скажи звук»
- Звук в словах – «Назови, что нарисовано» (см. Альбом для логопеда.
Иншакова О.Б.)
- Звук в предложениях – «Повтори за мной»
Обработка материала: отмечается не только отсутствие или замена
звуков, но и отчетливость, ясность произношения. Результаты обследования
заносятся в речевую карту, где знаком (+) - отмечается правильное
произношение; знаком (-) – пропуск звуков, при замене звуков в
соответствующей клетке указывается звук – заместитель, искажения.
Речь детей оценивается в трехбалльной системе.
Высокий уровень – 3 балла
Средний уровень – 2 балла;
Низкий уровень – 1 балл.
Критерии:
Высокий уровень - правильное отчетливое произношение всех звуков
родного языка. Умение дифференцировать звуки (различать на слух и при
произношении). Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания.
Средний уровень – неустойчивость и недостаточная четкость
произношения и дифференциация звуков 1-2 групп.
Низкий уровень – дефекты в произношении всех групп звуков,
отсутствие их дифференциации. Неспособность регулировать темпы речи и
дыхания.

15

3. Список литературы
Нормативные документы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по ДООП»);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020г.
№ 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации 09.11.2018г. № 196»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 года №678-р);
- Приказ МО и МП СО от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении
требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих
программ» в соответствии с социальным сертификатом»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
- Приказ Государственного автономного нетипового образовательного
учреждения Свердловской области «Дворец молодежи» от 26.02.2021г.№136д «О проведении сертификации дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих
программ
для
включения
в
систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
Свердловской области в 2021 году»;
- Лицензия Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области на право осуществления образовательной
деятельности от 27.10.2011г. № 15025;
- Устав МАДОУ №32, утверждён приказом Управления образования
Кушвинского городского округа от 17.02.2021 года, №66.
Список литературы для обучающихся:
1. Азова Е.А., Чернова О.О. Учим звуки. Домашняя тетрадь для детей 5-7
лет. – М.: ТЦ Сфера, 2020.
2. Баскакина И.В. Логопедические игры. Рабочая тетрадь для
исправления недостатков произношения звуков. – М.: Айрис-пресс,
2020.
3. Баскакина И.В. Логопедические игры. Рабочая тетрадь для
исправления недостатков произношения. – М.: Айрис-пресс, 2020
16

4. Бобылева З.Т. Игры с парными карточками. Настольные
логопедические игры для детей 5-7 лет. – М.: «Гном и Д», 2018.
5. Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических
занятий с детьми: пособие для логопедов и родителей. — М.:
Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2019
6. Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических
занятий с детьми: пособие для логопедов и родителей. М.: Гуманитар,
изд. центр ВЛАДОС, 2019.
7. Комарова Л.А. Автоматизация звуков игровых упражнениях. Альбом
дошкольника — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2019.
8. Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг!: Практическое пособие для
логопедов, воспитателей, родителей. – М.: Вентана-Граф, 2015
9. Ткаченко Т.Д. ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИМ ЗВУКИ. Логопедический
альбом. — Екатеринбург: ООО «Издательский дом Ли-тур», 2017.
Список литературы для педагогов:
1. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. –
СПб.: «Детство-пресс», 2008.
2. Герасимова А.С. Популярная логопедия: практическое руководство для
занятий с детьми 5-6 лет. – М.: Айрис-пресс, 2008.
3. Жукова Н.С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. - М.:
Эксмо, 2016.
4. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - М.: Владос,2020.
5. Колдобенко Е.А. Зашифрованные скороговорки. – М.: тЦ Сфера, 2011.
6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая
работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. –
М.: Гном-пресс, 2018.
7. Нищева Н.В. Картинки и тексты для автоматизации звуков разных
групп. – СПб.: ООО «Детство-пресс», 2015.
8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных
учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М. «Просвещение», 2018.
9. Смирнова Л.Н., Большая книга логопедических игр: Играем со
звуками, словами, фразами. – М.: АСТ: Астрель, 2019
Ссылки на интернет-источники для родителей:
1. http://detsad-kitty.ru/
2. http://900igr.net/prezentatsii/http
3. www.logomag.ru
4. http://pedlib.ru/katalogy/=27&paqe=1

17

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

   

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».